Фраза дня:

Человек – это изуродованная икона….

История для ума

Притча Леонардо да Винчи: Христос и Иуда

При росписи фрески «Тайная вечеря» в трапезной одного монастыря Леонардо да Винчи часами бродил по улицам Милана, вглядываясь в лица прохожих. Так, с натуры, писал живописец лики апостолов Варфоломея, Иакова, Андрея, Петра, Иоанна, Фомы, Филиппа, Матфея, Симона, Иуды Фаддея, Симона. И всё никак не мог найти натурщиков для образов Христа и Иуды Искариота. Однажды во время богослужения Леонардо увидел совершенный образ Христа в юном певчем церковного хора. Художник пригласил певчего в мастерскую и сделал несколько набросков, на которых Иисус представал словно живой. Образ Иуды оставался по-прежнему незавершенным. Долгих три года искал Леонардо подходящего натурщика. Казалось, не было в Милане трущоб, захолустий и злачных мест, которых бы не обошёл мастер в тщетных поисках. А власти всё торопили Леонардо, чтобы тот закончил фреску как можно скорее. Однажды удача ему улыбнулась. Он нашел человека, чей образ подходил для фрески. Грязный, оборванный, пьяный, он валялся в сточной канаве. Леонардо велел помощникам нести его прямо в монастырь, потому что времени на этюды в мастерской у него уже не было. Он выписывал кистью все пороки, которыми дышало это молодое, но преждевременно состарившееся лицо — себялюбие, озлобленность, злочестие, гордыню… Очнувшись от пьяного беспамятства, натурщик взглянул на фреску Христа и с тоской в голосе сказал: — А ведь я знаю эту картину! — Откуда ты можешь знать ее? — недоуменно переспросил Леонардо. — Три года назад, когда я был певчим в хоре, и в жизни моей не было места грехам, один художник писал с меня Христа…

История для сердца

Антоний Сурожский

Когда я нахожусь лицом к лицу с человеком, на которого смотрю глазами любви, не глазами безразличия или ненависти, а именно любви, то я приобщаюсь к этому человеку, у нас начинается нечто общее, в нас начинает просыпаться нечто великое. Восприятие человека происходит на глубине, которая за пределами слов, за пределами эмоций. Верующий сказал бы: когда я вижу человека в этом свете, в свете чистой любви, то я вижу в нём образ Божий, вижу икону…. Это совсем не значит, что такая икона во всех отношениях прекрасна…. любая красота может быть изуродована – небрежность, обстоятельства, злоба могут изуродовать самый прекрасный предмет. Но когда перед нами произведение великого мастера, картина, которая отчасти была изуродована, осквернена, мы можем в ней увидеть либо испорченность, либо сохранившуюся красоту и величие. Всё зависит от нас, от нашего угла зрения, от нашего отношения, и от нашего желания…. И мы можем решить порой всю жизнь отдать на то, чтобы всё испорченное в этом образе, в этой картине, в этом произведение искусства – восстановить. Это дело любви: посмотреть на человека и одновременно увидеть в нём его неотъемлемую красоту – и ужаснуться тому, что жизнь сделала из него, совершила над ним. Любовь – это именно то и есть крайнее, предельное страдание, боль в том, что что человек несовершенен, и одновременно ликование о том, что он так изумительно, неповторимо прекрасен…

История житейская

Хотите увидеть загадочную улыбку Моны Лизы, не посещая Лувра? Спросите у своей жены – куда она дела вашу зарплату…

Поделиться...

Рубрики